Страница 1 из 1

МЕТОДИКА РЫНОЧНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТОВ НТИ «V-sito»

Добавлено: Сб май 09, 2020 12:19 pm
vctos
В порядке запроса на обсуждение. Дополнения/уточнения приветствуются.

Чтобы в очередной раз не получать традиционный результат «деньги освоены, проект успешно завершен, а экономического эффекта от внедрения нет» предлагаю при рассмотрении проектов fast-track использовать «V-sito» методологию быстрой продукт-ориентированной оценки достижимости цели «вывод на рынок нового продукта» на основе совокупности следующих критериев:
1) Законность;
2) Безопасность;
3) Реализуемость;
4) Эффективность использования;
5) Эффективность разработки.
ОБОСНОВАНИЕ: критерии 1-3 - необходимые условия допуска к рынку, критерии 4-5 являются необходимыми условиями успеха коммерческой деятельности заявителя и достижения целей НТИ.
Внедрение подобной методологии позволит сократить потери средств (и главное – времени) на поддержку недобросовестных команд, позволит стимулировать активность добросовестных заявителей, в совокупности обеспечит ускорение реализации планов НТИ.

----------------------------
1. Законность
----------------------------
Степень соответствия нормативно-правовой базе коммерческой деятельности при разработке и эксплуатации продукта.

Заявитель предоставляет:
Вариант 1. Заключение независимой экспертизы (аккредитованный в НТИ юрист или аудитор с допуском СРО) о полном соответствии текущему состоянию нормативно-правовой базы;
Вариант 2. Заключение независимой экспертизы о частичном соответствии, перечень нормативных барьеров и письмо (выписку из плана) от рабочей группы по законодательству о шестимесячном плановом сроке снятии выявленных барьеров.

Пример 1: по текущей ситуации все БВС отнесены к авиационной технике, поэтому для начала проектирования требуется лицензия. Но есть основания (выписка из плана РГЗ Аэронет) ожидать быстрого снятия этого ограничения для БВС до 30 кг.
Пример 2: для БВС свыше 30 кг нет оснований ожидать ускоренное снятие барьера, поэтому от заявителя тяжелого аппарата необходимо требовать наличие лицензии и сертификата, а так же плана мероприятий по допуску в воздушное пространство, включая сертификационный базис и предварительный договор на испытания.
Амир Валиев писал(а):Все БВС взлетной массой более 30 кг требуют сертификации.
1. Нужно иметь лицензию Минпромторга на разработку авиатехники (АТ).
2. Сертификат Росавиации на разработку авиатехники.
3. Сертификат Росавиации на производство (если серийное изделие) авиатехники.
4. Сертификат типа на разработанную Вами БАС, который невозможно получить без наличия 1. и 2.
Реестр лицензий минпромторга на деятельность в области АТ
В.Путин писал(а):Если сейчас без подготовки взять и разрешить беспилотные летательные аппараты, которые будут доставлять почту, как это делают в нескольких странах, то кто-то сможет воспользоваться, а у кого нет денег, будет посматривать в небо, не упадут ли им на голову эти аппараты.
----------------------------
2. Безопасность
----------------------------

Наивысшим приоритетом интеграции БАС в воздушное пространство Российской Федерации является безопасность полетов. Интеграция БАС не должна приводить к снижению существующего уровня безопасности полетов пилотируемой авиации, снижению уровня авиационной безопасности, увеличению риска для третьих лиц в воздухе и на земле, наземной инфраструктуры. Риски при выполнении полетов БВС не должны превышать соответствующие риски пилотируемой авиации. -- http://nti-aeronet.ru/wp-content/upload ... henija.pdf

Учитывая высокую автономность БВС, отсутствие пилота на борту, важнейшим аспектом безопасного использование БАС будет обеспечение киберзащищенности авиационной экосистемы в целом и всех компонентов ее технической и информационной инфраструктуры.
В соответствии с требованиями «Руководства по управлению безопасностью полетов» ИКАО (РУБП) [11] в целях проведения оценки факторов риска используется матрица оценка факторов риска для безопасности полетов (таблица 1) и матрица допустимости факторов риска для безопасности полетов БВС (таблица 2). -- http://nti-aeronet.ru/wp-content/upload ... henija.pdf

Абсолютная безопасность недостижима в принципе, в профессиональной деятельности в качестве критерия безопасности используется «допустимый риск» - такой риск, который приемлем при данных обстоятельствах на основании существующих в текущий период времени ценностей в обществе. Риск – произведение вероятности опасного события на размер ущерба. Ущерб - физическое повреждение имущества или вред здоровью, или вред окружающей среде. Подробности - в ГОСТ Р МЭК 61508.

Заявитель предоставляет убедительные доказательства того, что разработка и эксплуатация продукта не приводит к выходу за границу допустимого уровня риска. То есть: полный риск использования создаваемого продукта не выше полного риска использования существующих или возможных альтернатив.

Пример 1. Риск применения БВС «А» с испытанной на авторизованном полигоне отказоустойчивостью или устойчивостью к разумно прогнозируемому неправильному использованию ниже риска применения БВС «Б», по которому разработчик заявил, но никто не проверил такие характеристики.
Пример 2. Риск использования технического средства «А» с энергией удара 100Дж ниже чем у средства «Б» с энергией удара 80Дж. Из-за более низкой вероятной скорости удара риск применения наземного (или водного) средства как правило ниже риска использования ЛА с сопоставимой массой, поэтому ЛА обоснованно применимы только там (или только тогда), где невозможно использование наземных (водных) средств.
Пример 3. Риск применения ЛА «А» с массой 3 кг превышает риск применения ЛА «Б» массой 0.5 кг. Поэтому минимизация массы – критерий отбора. Если задачу наблюдения и оповещения получается решать на базе DJI Mavic массой менее килограмма, недопустимо применение для решения такой же задачи ЛА с существенно более высокой массой.

----------------------------
3. Реализуемость
----------------------------
Цель проекта должна быть достижимой с оговоркой о том, что ценность инновационных проектов состоит в расширении пределов достижимого. В случае не достижения заявленных результатов рискует не только заявитель, но и грантодатель (риск неплатежеспособности заявителя).

Текущие требования РВК по минимальному обороту заявителя «пустые» (ничего не гарантируют): легко обходимы «накруткой», непрофильностью доходов, сложившейся практикой «аренды фирм». Поэтому требования по обороту необходимо снять или не принимать во внимание при отборе.

Простой и надежный способ отсечь недобросовестных – поставить их в условия гарантированной экономической ответственности за результат. В том числе по Фонду Бортника(!). Текущая методика проверки достижения результатов методом «чтения отчетов» ничего не гарантирует. Результаты должны быть подтверждены протоколом испытаний в Аэронет-аккредитованной испытательной лаборатории с обязательным участием в комиссии представителей потенциальных потребителей. Расходы на испытания результатов включаются в смету проекта. При необходимости повторных испытаний (после доработки) – оплата испытаний за счет заявителя. При не достижении неосновных характеристик– пропорциональный возврат части гранта, а при не достижении ключевых характеристик – полный возврат с процентами.

Необходима объективная априорная проверки технической достижимости заявки
Вариант 1 (простой). Заявитель обеспечивает гарантии риска невозврата гранта при не достижении целевых характеристик. Варианты обеспечения - по методикам из банковского дела: залог активов предприятия, или поручителя, или имущества учредителей.

Вариант 2 (сложный). Формальные методы оценки вероятности, основанные на научно-обоснованном исследовании научно-технической и экономической адекватности.
3.1 ПРОВЕРКА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ АДЕКВАТНОСТИ
Положительные признаки: у заявителя есть опыт продажи аналогичных продуктов, или летающий прототип с авторизованным протоколом испытаний, или признанные в научной среде РИДы. Отрицательные признаки: команда сформирована пару месяцев назад, в команде участники из ранее неудачных проектов, руководит командой «массовый предприниматель».
Заявитель не обязан иметь полный набор положительных признаков, может иметь отдельные негативные признаки. Если у заявителя нет ни одного из признаков, нет предыдущего позитивного опыта, при этом заявитель собирается поднять в небо ЛА для перевозки людей – поддерживать такие проекты большой риск, а при провале проекта – повод задавать вопросы экспертам о признаках соучастия.
Для подтверждения достижимости заявитель предоставляет заключение независимой экспертизы, основанной на математическом моделировании для проверки соответствия (законам физики, механики, аэродинамики…). Это направление РВК уже финансирует («цифровой полигон» - МАНС). Эксперты должны быть аккредитованы в НТИ/РВК, т.е. потенциально привлекаемы за ошибки. Оплату экспертизы производит заявитель, а при успехе проекта оплата компенсируется из средств гранта. Как вариант, на оплату экспертизы выделяется наногрорант, перечисляемый аккредитованной экспертной организации, а заявитель принимает на себя обязательство вернуть наногрант при не доведении заявки до конечного результата проекта.
Дополнительно при прогнозе технической реализуемости проекта анализируется состав и квалификация команды, наличие производственных мощностей, логистики и кооперации с поставщиками. Это может делать сообщество.
3.2 ПРОВЕРКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АДЕКВАТНОСТИ
Положительные признаки: у заявителя имеются достаточные оборотные средства для софинансирования (балансовый отчет) или твердый контракт на внешнее софинансирование. Заявитель продолжительное время выплачивал адекватную зарплату участникам заявляемой команды (отчетность в ПФР). Заявитель имеет специалистов по продвижению и продажам (или твердый внешний контракт с гарантиями); заявитель провел исследование рынка, проанализировал существующие методы удовлетворения целевой потребности; заявитель разработал стратегию вывода и продвижения; заключил предварительные контракты; разработал бизнес-план. Дополнительный плюс – экономическое обоснование подтверждено заключением независимого аккредитованного эксперта.
Отрицательные признаки: задержки по выплате кредитов, зарплаты, отсутствие регулярных поступлений.
Не важен источник регулярных поступлений, если продаж нет (стартап в стадии разработки), но есть достаточный уставной капитал (или инвестиционный договор), такая компания может быть более перспективной, чем имеющая миллиардный оборот на продаже электронных систем управления очередями в МФЦ.

-----------------------------------------------
4. Эффективность использования
-----------------------------------------------
Принцип: полная себестоимость использования нового продукта должна быть не выше сложившегося уровня издержек при пользовании «традиционными» альтернативами. Полная себестоимость включает стоимость владения (амортизация ЛА, затраты на поддержание летной годности, накладные) и операционные расходы (зарплата, командировочные, топливо, расходники, электричество). Анализ существующих «традиционных» рыночных цен может быть взят из мониторинговых отчетов или проведен исследованием рынка/истории госзакупок: в документах госзакупок приводится обоснование МНЦ.

Пример 1. Пока существует возможность доставить груз автомобилем, стоимость килограмм-километра перевозки на БВС не может превышать затраты на доставку автомобилем. Исключения - через обоснование срочности.
Пример 2. Пока существует возможность доставить груз самолетом или вертолетом, доставка беспилотным средством не может быть дороже, чем пилотируемой авиацией. Исключение – эффективность малых партий, т.е. необходимость срочной доставки небольших грузов при невозможности консолидации.
Пример 3. Везде, куда доберутся гастарбайтеры с ранцевыми распылителями цена дезинфекции дроном не может превышать себестоимость применения ручного ранцевого распыления. Вред здоровью гастарбайтера поставщики услуг не будут принимать во внимание. Исключение – варианты подтверждения добросовестности распыления дроном при наличии доказательств недобросовестной работы с применением ручного труда.
Пример 4. Цена отечественного дрона для наблюдения не может превышать цену аппаратов DJI с аналогичными или улучшенными возможностями.

------------------------------------------
5. Эффективность разработки
------------------------------------------
По окончанию грантовой поддержки проект должен быть жизнеспособен, т.е. необходимо заранее убедиться в достижимости рентабельности и окупаемости проекта. Если срок выхода на рентабельность велик – убедиться в наличии у заявителя достаточного объема средств из надежного источника, устойчивого к мировому кризису по итогам пандемии.
Отдельно принимается во внимание «портфельный» интерес НТИ:
1)степень приближения к целевым показателям ДК,
2)отраслеобразование,
3)развитие отраслевой кооперации,
4)экспортный потенциал разработки.

Пункт 1) оценивает инфраструктурный центр (ИЦ), пункты 2) и 3) - ИЦ совместно с сообществом, пункт 4) оценивает ИЦ совместно с экспертами АСИ и РВК или консалтинговыми компаниями.

Re: МЕТОДИКА РЫНОЧНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТОВ НТИ «V-sito»

Добавлено: Чт май 28, 2020 3:39 pm
vctos
Иван Лямин писал(а):Многие положения Вашей методики представляются весьма разумными - они аккумулируют требования ПП 317 о подзаконных постановлений, ФАП, ВК и отраслевых требований ФОИВ и МОН по которым осуществляется финансирование проектов НТИ. Однако в целом предъявляемые Вами требования столь жёсткие, что ни один проект сообщества "Аэронет" по Вашей методике не сможет получить госфинансирование.
Иван Лямин писал(а):я прошу Вас объяснить Ваши двойные стандарты. Сами Вы постоянно обвиняете РВК в слишком строгом подходе. Как можете объяснить подобную Вашу двуличность, Виктор Олегович?
Предложенная методика, в случае ее правильного и добросовестного использования, "отсечет" доступ к господдержке недобросовестным "грантоедам" - авторам фиктивных ("фэйковых") прожектов. Уверен, вскоре после этого появятся заявки от добросовестных команд. Лично знаком с некоторыми лидерами таких команд, способных делать реальные и востребованные продукты. Однако, понимая сложившуюся обстановку, они предпочитают не ввязываться в варианты с "токсическими деньгами" (термин не мой, дословная цитата).