Финансирование образования

Взаимодействие с учебными заведениями, эксперты, сообщества, биржа труда, аутсорсинг, квалификационные испытания
Ответить
Аватара пользователя
vctos
Сообщения: 433
Зарегистрирован: Вт май 05, 2020 10:04 am

Финансирование образования

Сообщение vctos »

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В США
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук
Москва – 2008


Проблему нехватки финансовых ресурсов в сфере образования можно решать по-разному: через уменьшение самих потребностей, сократив для этого масштабы образовательных программ, увеличив нагрузку на учителей и преподавателей, в том числе за счет оптимизации труда, либо через увеличение объемов финансирования образования, что достигается как путем перераспределения денежных средств и сокращения других расходных статей бюджетов, так и посредством привлечения дополнительных негосударственных (частных) инвестиций.

Привлечение дополнительных частных инвестиций в сферу образования в США может преследовать чисто предпринимательские цели (возврат вложенных средств в планируемые сроки и получение прибыли), а также продвижение и распространение определенного образа поведения, мышления, взглядов, включая религиозные, и другие непубличные цели, находящиеся в интересах определенной группы в обществе, но не общества и государства в целом.

установление баланса интересов государства и общества в том, что касается формирования ресурсного обеспечения образовательной политики, поиска оптимального соответствия между потребностью государства и общества в высокоразвитой образовательной системе и финансовыми возможностями экономики поддерживать образовательную систему на высоком уровне.

Конституция США относит сферу образования к компетенции штатов. в. В связи с этим единственным эффективным способом воздействия федеральных властей на сферу образования остаются финансовые инструменты, важнейшими из которых являются налогообложение, публичный кредит, межбюджетные трансферты и ваучерные программы.

Основной формой экономического обеспечения деятельности образовательных учреждений и иных звеньев системы образования выступают публичные финансы, формируемые на уровне субъектов федерации. Федеральные публичные финансы, а также частные финансы играют роль субсидиарных источников финансирования, которые, тем не менее, оказывают существенное влияние на устойчивость финансового обеспечения образования. На школьное образование как основную составляющую объекта приложения публичных финансов преимущественно выделяются средства региональных и местных бюджетов, а доля федерального финансирования сравнительно невелика.

Особенностью американской правовой системы является высокая степень вовлеченности самоуправляемых сообществ в процедуры принятия решений по вопросам финансирования образования на местном уровне. Основной источник дохода местного бюджета, большая часть которого направляется на нужды местной системы образования, – имущественный налог. Ставка налога почти повсеместно определяется при помощи плебисцита.

Финансовый контроль в сфере образования имеет, как и сама финансовая система США, трехуровневую структуру: федеральный уровень, региональный уровень, местный уровень (фининспектор школьного округа)
Содержание финансового контроля в области финансирования образования состоит в проведении проверок, ревизий и анализа информации с целью выявления нецелевого, неэффективного либо противозаконного использования публичных финансовых ресурсов, прежде всего, органами управления местных образовательных систем, администрациями чартерных и частных школ, а также распорядительными органами вузов, значительно реже – профильными исполнительными органами штатов.
Например, комиссар образования штата Техас следит за тем, чтобы показатель уровня благосостояния в расчете на одного учащегося не превышал 305 тыс. долл. США. Этот показатель определяется в результате деления стоимости всего налогооблагаемого имущества школьного округа на количество учащихся в округе.

---------------------------------------------------------------
1) общее (среднее) образование;
---------------------------------------------------------------
во всех конституциях штатов общее образование является обязательным, бесплатным, всеобщим. Повсеместно закреплены конституционные принципы равного доступа к получению качественного общего образования и запрета дискриминации.

Особенностью финансового обеспечения школьного образования выступает кооперация местных сообществ и администраций штатов.
Школьные округа являются специальными муниципальными единицами, автономными по отношению к муниципальным органам власти общего назначения, действующим на той же территории. Автономность проявляется, прежде всего, в праве школьных округов самостоятельно осуществлять налоговое администрирование имущественного налога, доходы от которого почти полностью направляются на покрытие расходов школьного округа, а также в неподконтрольности фискально независимого школьного округа иным муниципальным органам, действующим на той же территории, на всех этапах бюджетного процесса.

Поскольку исторически сложилось, что основная масса частных школ в США учреждены религиозными объединениями и организациями, постольку многие частные школы и другие учебные заведения не вправе получать публичные средства, несмотря на выполнение, в том числе, и социальнополезной функции просвещения

попытки в некоторых штатах осуществить привязку общего результата успеваемости к объему финансирования в законодательно закрепленных формулах, могут иметь двойственный эффект. Низкие результаты в зависимости от интерпретации могут означать как необходимость дополнительного финансирования специальных образовательных программ и нужд учащихся, так и необходимость пересмотреть систему оценивания и выяснить, насколько она адекватна образовательной программе и может служить реальным индикатором
полученных знаний и навыков. Во избежание санкций местные органы управления образованием и руководство образовательных учреждений нередко идут на заведомое упрощение тестов. Такая мера, хотя и уменьшает в конечном итоге потребность в дополнительном финансировании, ведет к снижению качества образовательных услуг.

---------------------------------------------------------------
2) профессиональное и послевузовское образование.
---------------------------------------------------------------

Высшее и послевузовское образование в США не является всеобщим, обязательным и бесплатным, вследствие этого снижается необходимость максимально приблизить к рядовым гражданам соответствующие образовательные учреждения, уменьшается количество субъектов образовательных правоотношений в этом сегменте, а финансовое обеспечение вузов становится преимущественно делом региональных властей и частных организаций. Важнейшим источником финансирования университетов составляют частные гранты, взносы и пожертвования, а также доходы, получаемые университетами от осуществления научно-исследовательской и предпринимательской деятельности.

Специализация становится в этом сегменте образовательной системы отличительным признаком, количество студентов тех или иных
специальностей непосредственно в колледжах, университетах и иных вузах определяется потребностями экономики и состоянием технического прогресса.

Увеличение числа студентов, не сопровождавшееся увеличением финансирования, привел к нехватке финансовых средств. Это, в
свою очередь, усилило конкуренцию между высшими учебными заведениями и частично стимулировало повышение качества предоставляемых образовательных услуг. Для исправления сложившейся ситуации штаты часто идут на выпуск государственных ценных бумаг для оказания финансовой поддержки высшему образованию, а вузы вынуждены изыскивать недостающие средства иными способами, чаще всего связанными с повышением платы за обучение или с более активным привлечением частного капитала.

По представлению министерства образования, в котором создана собственная «бюджетная служба», Конгресс США утверждает, в каком объеме и какие бюджетные целевые программы в сфере высшего и послевузовского образования требуется финансировать в текущем финансовом году.

Примерно треть университетов в США являются частными учебными заведениями.
Федеральные ассигнования выделяются исключительно аккредитованным вузам.

Участие федерального бюджета США в финансировании высших учебных заведений реализуется по следующим основным направлениям:
- прямая финансовая помощь студентам;
- финансовая помощь, направленная на укрепление финансового благополучия высших учебных заведений;
- законодательное установление на федеральном уровне налоговых льгот высших учебных заведений;
- финансовая помощь, направленная на улучшение подготовки в вузах педагогических кадров;
- содержание специальных целевых научно-исследовательских фондов США (финансовая поддержка научных исследований в определенных отраслях науки и техники, содержание государственных научных центров фундаментальных исследований).

Прямое финансирование высших учебных заведений из федерального бюджета США – явление сравнительно редкое, в 2005 году существовало всего две целевых программы:
-поддержки вузов, в которых учатся представители расовых меньшинств,
-развития вузов, в которых большинство студентов составляют испаноговорящие
Аватара пользователя
vctos
Сообщения: 433
Зарегистрирован: Вт май 05, 2020 10:04 am

Re: Финансирование образования

Сообщение vctos »

Финансирование школ в США
в Америке есть 3 школы: младшая, средняя, старшая и это три разные, не зависящие друг от друга, школы со своими директорами, системой управления и своим рейтингом - цифрой от 1 до 10. У каждой школы есть рейтинг, который обновляется ежегодно. Он состоит из нескольких факторов но основной - это успеваемость учеников.

школы привязаны к районам и живя на конкретной улице ваш ребенок получает возможность ходить в определенную школу, никакие деньги и взятки не помогут вашему чаду ходить в желаемую школу если вы не проживаете в конкретном районе.

Школы получают финансирование с налога на недвижимость (он может отличатся в зависимости от штата и даже района) и обычно составляет от 5 до 10% годовых от стоимости недвижимости(???). Ставка — в среднем около 1 % от оценочной стоимости объекта. Этот налог платят в городской бюджет и примерно 80% этой суммы перечисляется местной школе. Соответственно чем выше стоимость жилья в районе, тем финансирование школы выше. Фактически жители района сами содержат школу, где учатся их дети. Для примера: если вы купили свой дом за $400 000, а налог на недвижимость, в вашем районе 1%, то ежегодно вы должны заплатить $4 000 налога за него в местный бюджет. Из этих денег, 80% ($3 200) пойдёт на финансирование вашей школы.
Состоятельные люди устремляются в районы с хорошими школами. В этих районах и аренда жилья и стоимость недвижимости будет существенно выше. Если у школы плохой рейтинг люди с деньгами уедут из района, стоимость недвижимости упадет, в район устремятся бедняки, налоги с недвижимости сократятся из-за низкой стоимости житья и неблагополучная школа получит ещё меньше финансирования.

Директор школы отчитывается за каждый потраченный цент перед родительскими комитетами - прямыми наполнителями бюджета и все жители района знают на что уходят ежегодные налоги.

В Америке нет единого утвержденного плана учебы для всех школ, а есть рекомендации штата - чему школа должна научить детей в каждом классе. У учителя, нет расписанного "на верхах" плана на каждый день, поэтому у него больше свободы и возможностей донести необходимый материал.
В конце года каждый класс пишет "независимый тест", которым и проверяют знания учеников, а соответственно, и работу учителя.
Аватара пользователя
vctos
Сообщения: 433
Зарегистрирован: Вт май 05, 2020 10:04 am

Re: Финансирование образования

Сообщение vctos »

Финансовый менеджмент в сфере высшего образования: Сравнительное исследование взаимоотношений вузов и штатов в США (Перевод рабочего материала проекта ОЭСР «Финансовое управление в высшем образовании»)

Система финансирования высшего образования в США.

К типу A относятся гранты, получившие название «Гранты по формуле» (Formula Grants). Это денежные ассигнования, направляемые штатам или иным правительственным подразделениям на продолжение их основной деятельности и не связанные с какими- либо определенными проектами. Суммы и первичные получатели в виде штатов и министерств определяются Конгрессом США и закреплены законодательно.

Второй тип (или тип B) — «Гранты по проектам» (Project Grants): финансирование специфических проектов в течение фиксированного или заранее установленного периода. Этот тип грантов включает в себя прежде всего различного рода стипендии.

Гранты типа C — «Прямые платежи для специфического использования» (Direct Payment for Specified Use) представляют собой финансовую помощь федерального правительства, направленную непосредственно на развитие как отдельной личности, так и частной фирмы или учреждения. Они не включают средства, направляемые на приобретение правительством товаров и услуг.

Тип D — «Прямые платежи на неограниченные цели» (Direct Payments with Unrestricted Use). Гранты этого типа направлены на финансовую помощь непосредственно получателю, который отвечает определенным требованиям, например по достижении пенсионного возраста или по назначенным выходным пособиям по иным причинам.

Тип E «Прямые ссуды» (Direct Loans) — финансовая помощь, предоставляемая федеральным правительством в виде прямых займов на определенный период. Возврат процентов по таким ссудам может не планироваться.

Тип F «Застрахованные ссуды» (Guaranteed/Insured Loans) — помощь в виде соглашений с федеральным правительством на покрытие как части, так и всей суммы займа в результате каких-либо непредвиденных событий.

Тип G «Страхование» (Insurance) — финансовая помощь в виде компенсации потерь, происходящих в определенных ситуациях.
Ответить