Пандемия COVID-19 радикально изменила уклад жизни большой части населения Земли. Вирус повлиял на то, как мы общаемся, как мы работаем и отдыхаем, как мы делаем покупки, получаем образование и т.д. Сложившаяся ситуация способствовала тому, что государственные структуры и бизнес стали искать и внедрять технические решения, исключающие или позволяющие минимизировать контакты между людьми. Многие из этих решений еще 10–15 лет назад считались чем-то из области фантастики.
Важное место среди систем, способных принести пользу в условиях тотального карантина и изоляции, занимают беспилотники – аппараты, управляемые дистанционно или же работающие автономно. Сегодня их даже называют «пандемическими дронами». Причем речь идет как об авиационных, так и о наземных роботизированных системах.
Наблюдение и контроль
Китай, первым столкнувшийся с коронавирусом, стал первым и в применении новых технических систем. Так, для выявления граждан, которые вопреки запрету властей находились в общественных местах, не соблюдали социальную дистанцию или не носили маски, нередко использовались беспилотники.
Многие функции дронов были автоматизированы. Например, компании Baidu, SenseTime и Remark Holdings быстро модифицировали свое программное обеспечение, приспособив его для автоматического выявления людей без масок на лице. При этом в ряде случаев беспилотные летательные аппараты (БЛА) были оснащены громкоговорящими устройствами, которые позволяли сделать устное предупреждение нарушителям.
Кроме того, оснащенные тепловизионными устройствами БЛА применялись для дистанционного измерения температуры как у тех, кто находился в общественных местах, так и у тех, кто оставался дома. Причем при правильной калибровке оборудования результаты оказывались достаточно точными. В целом эпидемия коронавируса способствовала тому, что системы распознавания лиц стали совмещать с тепловизионными.
Опыт КНР стал своего рода моделью для других стран, столкнувшихся с пандемией. На фоне имевшего место в середине марта резкого роста числа инфицированных и погибших в Италии управлением гражданской авиации страны (ENAC) было одобрено использование беспилотников для мониторинга социального дистанцирования и призывов к ношению защитных масок. Было допущено применение БЛА с максимальной взлетной массой до 25 кг для полетов в «городских районах» или там, «где имеются небольшие группы населения, подверженные риску заражения».
Во Франции до пандемии полиция использовала беспилотники для наблюдения за массовыми мероприятиями, включая митинги. После введения ограничительных мер около 20 дронов парижской полиции стали применяться для выявления нарушителей карантина. Позднее в условиях постепенной отмены ограничений префектура Парижа с их помощью предотвращала скопления людей на улицах города, когда превышался установленный лимит в 10 человек.
Следили дроны за соблюдением режима самоизоляции и в России. В частности, БЛА использовались подразделениями Росгвардии для выявления нарушителей в лесопарковых зонах на майские праздники в Москве и Московской области. «Информация о нарушениях ограничительных мер, полученная с воздуха, передавалась нарядам для принятия мер реагирования и проведения разъяснительной работы», – рассказали в пресс-службе ведомства.
Хотя беспилотники и проигрывают в стоимости стационарным системам наблюдения, их развертывание гораздо оперативнее, а потенциальные возможности более гибки – они могут обнаруживать объекты с помощью адаптируемых под конкретные задачи систем целевой нагрузки, вести наблюдения, отслеживая перемещения, и т.д. В случае с «летающим громкоговорителем» сделанное с его помощью предупреждение адресовано конкретному человеку или группе лиц, что, конечно, придает ему убедительности.
По небу и по земле
Не менее заметное место беспилотные системы заняли и в транспортной сфере. О том, что дроны можно использовать для доставки различных грузов, включая лекарства, средства первой помощи, еду и т.п., говорят уже несколько лет, однако дальше тестовых полетов дело не шло. Пандемия способствовала изменению отношения к дронам. Доставка медицинских грузов беспилотниками помогла снизить число контактов в логистической цепочке, а также радикально сократить время доставки, что критически важно для медицины.
В КНР оказалась востребована доставка дронами медикаментов в отдаленные населенные пункты. С начала февраля китайская компания Antwork Robotics осуществляла доставку с использованием БЛА. Они обеспечивали транспортировку тестов и медицинских препаратов между больницей округа Синьчан и Центром по контролю и профилактике заболеваний, расположенным в нескольких километрах от нее. Доставка, которая заняла бы 20 минут наземным транспортом, выполнялась по воздуху всего за шесть. В пиковые моменты эпидемии в день выполнялось порядка 20 полетов.
Примечательно, что в Америке, чьи компании считались лидерами по части использования дронов для решения узких задач, подобные практики внедрили значительно позднее. Так, изначально специализирующаяся на доставке медикаментов и компонентов крови компания Zipline только в конце мая сообщила об использовании ее беспилотников для доставки медицинских грузов и средств индивидуальной защиты в больницы Северной Каролины. Доставка будет осуществляться на основании временного разрешения Федерального авиационного управления США (FAA) в находящиеся под управлением компании Novant Health 15 медицинских клиник, включая головной медицинский центр в Хантерсвилле.
В Великобритании пандемия дала старт доставкам медикаментов дронами в отдаленные больницы. Компания Skyports объявила, что начала пробные доставки грузов с помощью БЛА в интересах Национальной службы здравоохранения (NHS), переправляя тесты на коронавирус и средства индивидуальной защиты из больниц на материке (в Шотландии) в больницы на острове Малл. Расстояние между больницами всего 10 миль, но с учетом того, что для доставки требуется паром, на это уходит не менее 75 минут, не считая времени ожидания его отправления. Доставка же беспилотников занимает всего 15 минут и выполняется по запросу.
Во время карантина распространенной практикой стала и доставка с помощью БЛА потребительских товаров. Занимающаяся онлайн-торговлей китайская компания JD при поддержке местных органов власти сумела оперативно развернуть группировку дронов. В сжатые сроки были проработаны маршруты, проведены необходимые испытания и получено разрешение на использование воздушного пространства. В итоге товары стали доставляться покупателям в разы быстрее, чем традиционным способом.
В России ассоциация «Аэронет» подсчитала, что стоимость доставки беспилотниками при весе груза до 1 кг, расстоянии до 10 км и продолжительности полета 10–15 минут будет менее 100 руб. Эти данные были на фоне распространения коронавируса представлены мэру Москвы Сергею Собянину.
Помимо БЛА для транспортировки грузов стали использоваться и наземные роботизированные средства. Например, в американском городе Чеви Чейз (штат Мэриленд) была опробована доставка товаров шестиколесными роботами. Впрочем, скромные возможности использованных систем – доставка осуществлялась клиентам, живущим в пределах одной мили от магазина, – делали процесс скорее экспериментальным, требующим дальнейшей доработки.
Чистота – залог здоровья
Еще одной областью применения беспилотников в пандемию стала дезинфекция различных объектов. Например, остановок общественного транспорта, торговых киосков и телефонных кабинок. Обычно этим занимаются рабочие, непосредственно обрабатывающие химикатами те или иные поверхности. Также могут использоваться управляемые человеком машины с невысоким уровнем механизации. Но в условиях эпидемии желательно держать персонал, занимающийся дезинфекцией, на расстоянии от потенциально зараженных объектов. И тут на помощь приходят дроны.
Технически эта задача уже давно решена: в Японии и ряде других стран для распыления гербицидов и пестицидов в сельском хозяйстве используются БЛА, способные не только взлетать и садиться с маленьких площадок, но и зависать над заданными точками. Эти технологии применимы и для распыления обеззараживающих химических составов.
Представители китайской компании XAG Technology сообщили, что их беспилотники провели дезинфекцию более 902 квадратных километров территории в 20 провинциях Китая. По их утверждениям, один БЛА может обработать до 600 тыс. квадратных метров в день – чтобы справиться с этой задачей традиционным способом, потребовалось бы не менее 100 человек. А для управления таким дроном нужно всего два человека, то есть персонала требуется в 50 раз меньше!
Другой китайский производитель БЛА, компания DJI, адаптировала свои сельскохозяйственные беспилотники Agras для распыления дезинфицирующих средств. Специалисты компании обработали территорию площадью около 3 млн квадратных метров в Шеньчжене, включая жилые районы, фабрики, больницы, очистные сооружения и т.д. Кроме того, компания помогла 1000 округам в Китае перенять метод дезинфекции с помощью БЛА. По оценке представителей DJI, дезобработка с использованием беспилотников проходит в 50 раз быстрее, чем традиционными способами.
Свои беспилотные разработки включила в арсенал средств борьбы с COVID-19 и Украина. Об использовании дронов для дезинфекции городских объектов сообщил мэр Киева Виталий Кличко. Задействованы для этого были БЛА местной компании DroneUA. По словам Кличко, технология дезинфицирования беспилотниками была протестирована на мусоросжигательном заводе и на столичном транспорте.
Нашлась работа и для колесных наземных роботов – дистанционно управляемые аппараты датской компании UVD Robots с февраля использовались в КНР для стерилизации помещений, в которых ранее находились больные COVID-19. Для этого устройства оснащались мощными источниками ультрафиолетового излучения, уничтожающего бактерии и вирусы.
В России испытания функциональных возможностей дронов при отработке санитарно-противоэпидемических мероприятий по борьбе с коронавирусом провел НИЦ «Институт им. Н.Е. Жуковского». Во время тестов, в частности, применялись БЛА семейства «Аэроб» (разработаны и изготовлены одноименной компанией), предназначенные в том числе для распыления антисептических растворов. Впрочем, дальше демонстрационных полетов в полигонных условиях дело, похоже, не пошло.
Юридические препятствия
За последние 10–15 лет благодаря техническому прогрессу беспилотники стали намного эффективнее и при этом значительно дешевле. Если первоначально они использовались только военными, то постепенно стали обычной частью арсенала экстренных служб, а затем перекочевали и на гражданский рынок. Изменения эти оказались столь стремительными, что правовые нормы не поспевали за ними и сильно отстали.
Беспилотные системы могли бы намного быстрее стать частью окружающей нас реальности, если бы не вопросы безопасности. Во-первых, дроны могут использоваться в дурных целях, например, террористами. Беспилотники – это в некотором смысле идеальное оружие: они доступны и в случае оснащения взрывными устройствами способны причинить существенный вред, оставив при этом реальных организаторов атаки «за кулисами». Во-вторых, опасность могут представлять непреднамеренные ошибки операторов. Наконец, в-третьих, как любые новые системы, беспилотники нередко имеют проблемы с надежностью, и их технические сбои могут приводить к печальным последствиям. Все эти обстоятельства обусловили то, что применение роботизированных систем имеет немало ограничений, иногда даже чрезмерных.
Так, для того чтобы легально использовать БЛА в России, необходимо получить соответствующее разрешение, согласовывая вопрос со многими инстанциями, включая органы власти и управления воздушным движением. Этот процесс достаточно непрост и длителен, а в случае с большими городами, особенно Москвой, собрать все справки практически нереально. При этом проведение фото- или видеосъемки – это дополнительная головная боль, поскольку полученные материалы придется согласовывать на предмет секретности.
Строгость ограничений, касающихся использования беспилотников, характерна не только для России. К примеру, компания-подрядчик, осуществлявшая доставку медицинских грузов в КНР, вынуждена была находиться в тесном контакте с местными органами власти, департаментом здравоохранения и рядом медицинских учреждений региона, Управлением гражданской авиации КНР (CAAC) и др.
Неоднократно отмечалось, что многочисленные формальности мешают оперативно внедрять использование БЛА, что критически важно в условиях пандемии. А имеющие место во многих странах Европы требования к выполнению полета в пределах визуального контроля существенно ограничивают применение беспилотников, не позволяя максимально полно реализовать их потенциал.
Отдельная проблема – бытующие в обществе опасения, что внедрение новых технологий обернется нарушениями неприкосновенности частной жизни. Впрочем, рациональная точка зрения, вероятно, возобладает: несмотря на то, что картина нового мира с беспилотниками, контролирующими жизнь людей, выглядит немного оруэлловской, преимущества новых технологий рано или поздно перевесят возможные издержки