Сокращения:
Н - направление реализации ДК
СП - системный проект
ММП - МАСШТАБИРУЕМАЯ МОДУЛЬНАЯ ПЛАТФОРМА
2 #Н Кадры Аэронет
(центры приумножения знаний, инженерная элита, инженерный спецназ, кузница кадров)
Главная цель Аэронет 2.0 - создание отрасли (индустрии), адаптированной к формирующемуся техно-экономическому укладу, условно именуемому "цифровая экономика".
Основной критически необходимый ресурс для этого - талантливые специалисты-созидатели с развитым творческим потенциалом, способные создавать принципиально новые продукты (далее - Творцы). Их не получится покупать за деньги, поэтому необходимы именно отечественные Творцы. Многочисленные попытки импортирования специалистов из-за рубежа вместо создания национального приоритета обостряют проблему утечки мозгов.
Существовавшая в советские времена система выращивания Творцов разрушена:
- проведена переориентация системы образования от универсального, ориентированного на формирования широкого кругозора к узкоспециализированному;
- уничтожена система обучения школьников практическим трудовым навыкам, утилизировано оборудование школьных мастерских. Разрушена массовая инфраструктура школьного технического творчества, а также система ДОСААФ базовой технической подготовки призывников к службе в армии;
- сократилась и без того заниженная престижность профессий инженера и ученого. Унизительно-нищенский размер стипендии является "золотым замком", гарантирующим невозможность получения высшего образования без финансовой помощи родителей. Система господдержки вузов в зависимости от количества выпускников приводит к массовому выпуску специалистов с сомнительным уровнем квалификации;
- значительно сократился уровень пропаганды амбициозных национальных проектов (автомобилизация, авиация, космическая программа, ракетно-ядерный щит);
- прервалась наставническая связь поколений.
Так как подготовка Творцов длительный процесс, создание новой индустрии необходимо начинать именно с него.
Прежде всего необходимо научиться понимать базовые основы менталитета Творца, без этого не получится создать необходимые для творчества и творческого роста условия.
Полезно изучить сохранившиеся практики поиска, отбора и формирования талантов, например, методы, применяемые в музыкальных, художествественных и спортивных школах, театральных студиях и курсах. Важная общая черта: развитие таланта начинается если не с дошкольного возраста,то с младших классов. Однако, это правило не применятеся при подготовке инженеров, не смотря на то, что Россия сохранила советское лидерство в области методологии ТРИЗ, основанной на оригинальных методах развития творческого воображения, начиная с дошкольного возраста (напрмер, занимаются этим специалисты из центра "Идеальные решения", активно участвующие в мероприятиях АСИ в Московских точках кипения).
В рамках происходящей реформы НТИ 2.0 необходимо дополнительно изучить и разрешить пробему "разделение труда" инновационного предпринимателя и научно-технического Творца. Инженер-ученый и предприниматель - это разные типы мышления, ни одно серьезное дело не получится поднять в одиночку, поэтому слишком рискованно пытаться отбирать только тех, кто способен совмещать роли инженера-творца и гения коммерции. Элону Маску не помешало отсутствие знаний по ракетной технике, а работающим на него инженерам ракетостроителям не пришлось тратить время на поиски финансирования и отчетность перед инвесторами.
Процесс подготовки технического специалиста не заканчивается с получением диплома инженера или кандидата наук. Последипломное развитие навыков происходит в процессе проектной деятельности в командах единомышленников-энтузиастов, при участии наставников. Амбициозные цели, нерешаемые задачи, право на технический риск и ошибку существенно стимулируют процесс подготовки. Рутинная работа, бумажная отчетность, сумбурное руководство и запрет на собственное мнение, наоборот, убивают зачатки творческого потенциала. Использование проектного метода подготовки подволяет достаточно быстро переходить от этапа инвестирования в будущего Творца к этапу, когда (по ходу продолжающегося обучения) Творцы способны создавать новые знания, продукты, находить решения, то есть, приносить дивиденды. При этом стирается грань между учеником и специалистом, процесс обучения быстро переходит в процесс взаимного обмена знаниями между учениками и наставниками (мастерами). Дополнительную полльзу приносит организация монетизации, например, путем участия в заказных разработках или при помощи методологии "аутсорс" (предоставления "в аренду" Творцов для выполнения поручений и решения определенных задач Заказчиков-арендаторов). По описанной схеме подготовки работает весь мир в течении многих десятилетий. Индия, Украина и Белорусь сумели продвинуться в области высокотехнологичного аутсорса, в России вероятно сказывается "проклятие ресурсов", поэтому аутсорс развивается преимущественно в клининге и прочих сферах применения РАБсилы.
Первыми драйверами развития описываемого стратегического направления технологического прорыва могут стать существующие дизайн-бюро или вузовские центры компетенций, в которых будет продолжаться послевузовская профессиональная подготовка на основе метододологии "непрерывное образование по потребности". Варианты защиты инвестиций экономических отношений "нового типа" на самом деле давно проработаны в практиках целевого обучения или трансфера игроков в спорте.
2.1 #СП Образование (СП - СИСТЕМНЫЙ ПРОЕКТ)
- 2.1.1 Отбор и дополнительная подготовка наставников, методистов и педагогов (приоритет!), формирование условий для создания центров передачи знаний
- 2.1.2 Подготовка внешних пилотов
- 2.1.3 Подготовка инженеров-исследователей с развитым творческим потенциалом и навыками практической деятельности. (На основе комбинации «русского метода», современных цифровых технологий и новых учебных программ «на стыке наук»).
- 2.1.4 Средне-специальное дополнительное образование технических специалистов и пилотов, включая предармейскую подготовку по советской методологии ДОСААФ.
- 2.1.5 Методология и ресурсы непрерывного онлайн образование «по потребности». С применением принципов "обмена опытом" {2.3}
- 2.1.5.1 Учебные программы повышения квалификации, преимущественно онлайн
- 2.1.6 Подготовка в направлении решения изобретательских задач и развития творческого воображения. Включая онлайн курсы, факультативные курсы для школьников и студентов
- 2.2.1 Поиск и отбор талантливых молодых специалистов
- 2.2.2 Приоритетная грантовая поддержка молодежных стартапов
- 2.2.3 Посевное финансирование молодежных проектов (Пример реализации приведен в сноске *1)
- 2.2.4 Обеспечение компьютерной инфраструктурой и современной станко-инструментальной базой
- 2.2.5 Научные исследования и разработки в учебных заведениях. В формате «русского метода» обучения формирования компетенций и квалификации.
- 2.3.1 Сетевое периодическое отраслевое издание Аэроспейснет
- 2.3.2 Регулярное взаимодействие со СМИ и популярными сетевыми сообществами
- 2.3.3 Популяризация продуктов и услуг Аэроспейснет
- 2.3.4 Популяризация инвестиций в Аэроспейснет
- 2.3.5 Регулярные научно-технические семинары Аэроспейснет
- 2.3.6 Конференции и симпозиумы
- 2.3.7 Профориентация школьников, кружковое движение
- 2.3.8 Учебная практика и стажировки
- 2.3.9 Конкурсы профессионального мастерства
- 2.3.10 Спортивные соревнования, фиксация рекордов
- 2.3.11 Онлайн биржа труда (совместно с 5.1.1)
- 2.3.11.1 Банк данных специалистов и вакансий
-------
*1 Пётр Щедровицкий: почему российская экономика и образование не успевают за остальным миром
Weizmann Institute (израильский многопрофильный НИИ в области естественных и точных наук — прим. ред.) ведёт исследования, специализируясь исключительно на первых этапах жизненного цикла нового знания, результатом исследования является обоснование принципиальной технологической возможности, формой фиксации — патент, 200 объектов интеллектуальной собственности приводят к получению роялти в размере до 30 миллиардов долларов в год. Они не занимаются внедрением, это задача промышленных предприятий, у института совсем другие функции в разделении труда. Внутренняя атмосфера — кофейно-ланчевая, они постоянно общаются друг с другом. Всем работникам до 35 лет. Люди приходят и доказывают представителям наблюдательного совета, что их идея имеет патентную перспективу. Я разговаривал с представителями руководства о том, по каким критериям они принимают решения о финансировании проектов. Они отвечают: по глазам. Горят глаза — значит, можно брать, скучные глаза — до свидания. Дается грант на три года; в то, что делают грантополучатели, никто не влезает, через три года широкий круг независимых экспертов, полного списка которых никто не знает, оценивают результаты работы на предмет возможностей получения патента. Но даже если все эксперты написали, что перспективы патента нет, руководство института своим решением может продлить финансирование работ еще на 3 года.